Труд в формате «круглого стола»

14.11.2012

Труд в формате «круглого стола»










12 ноября в администрации Томской области прошел «круглый стол» на тему профессионального обучения и трудовой занятости осужденных, в котором участвовали руководители силовых ведомств - УФСИН, УМВД, прокуратуры, Уполномоченный по правам человека в Томской области Н. Кречетова, председатель Общественной наблюдательной комиссии по Томской области Г. Постников, председатель комитета безопасности администрации области Владимир Мысин, председатель Общественного совета при УФСИН, заместитель директора Томского юридического института ТГУ Николай Ольховик, представители Общественной палаты, православной епархии, службы занятости. Томскую УИС представлял заместитель начальника УФСИН Валерий Игнатенков.

Заседание открыла председатель комиссии по вопросам развития гражданского общества и защиты прав человека Общественной палаты Томской области, член Общественной наблюдательной комиссии, директор Томского регионального Фонда «Развитие независимой журналистики» Татьяна Захаркова. Она представила на обсуждение результаты социологического исследования, проведенного среди осужденных томских колоний, на тему «Профессиональное обучение и трудовая занятость как факторы успешной ресоциализации осужденных». Представители общественности в течение в 2012 года изучали практическую модель системы ресоциализации осужденных в исправительных учреждениях и после освобождения из мест лишения свободы.

«В настоящее время в профессиональных училищах исправительных учреждений обучаются 320 осужденных, из которых 46 несовершеннолетние. Они получают востребованные на рынке труда профессии. Стараемся открывать новые специальности. В воспитательной колонии №1 подростков в следующем учебном году будем обучать профессиям «облицовщик-плиточник» и «слесарь-сантехник». В колонии №2 со вчерашнего дня организовано выездное обучение стропальщиков, и ведутся подготовительные работы по открытию новой специальности «столяр». В лечебно-исправительном учреждении №1 открыто отделение профучилища, сейчас проходит набор желающих получить профессию швеи», - рассказал заместитель начальника УФСИН Валерий Игнатенков.

По словам Валерия Ивановича, «из более пяти тысяч осужденных, отбывающих наказание в нашей области, только 1552 человека могут работать. Не подлежат обязательному трудоустройству больные, пенсионеры, инвалиды первой и второй групп. 98% осужденных из тех, кто может работать, трудоустроены». По данным анкетирования, основные мотивы, побуждающие осужденных к труду: «желание занять свое время» (63%), «иметь деньги на повседневные расходы» (40%), и только 11% осужденных откладывают средства для жизни на свободе.

«Ресоциализировать человека в условиях изоляции от общества невозможно, можно только создать условия для его успешной социализации после освобождения, - убежден Николай Ольховик, - Процесс ресоциализации состоит из двух стадий. Первая – это подготовка осужденного к освобождению из мест лишения свободы, которая включает создание объективной способности осужденного ресоциализироваться после освобождения и его субъективной готовности это сделать. Объективная способность к ресоциализации достигается путем получения осужденными начального профессионального образования в местах лишения свободы, повышения их общей грамотности. Главное, чтобы полученные в колонии образование и специальность были востребованы на свободе. В этом направлении УФСИН сотрудничает и должен сотрудничать не только со службами занятости населения, но и с областными образовательными учреждениями. Во всех исправительных и воспитательных колониях работают школы для освобождающихся, где психологи, воспитатели и соцработники прививают все необходимые на свободе навыки». «УФСИН неплохо справляется со своей задачей, - считает Николай Владимирович, - Судя по ведомственной статистике, преступлений на режимной территории почти не совершается. Но это только половина дела! Что касается выработки у осужденного готовности к ресоциализации, то необходимо дальнейшее совершенствование стимулирования осужденных в рамках прогрессивной системы отбывания наказания. Стимулы должны быть не только внутренними - улучшение условий содержания при послушном поведении, но и внешними, например, гарантия трудоустройства после освобождения. Вторая стадия ресоциализации наступает после освобождения. У нас нет системной регламентации, нет закона, регулирующего этот процесс, более того, отсутствует общегосударственный учет рецидивной преступности, как это было в советские времена. Кто возьмет на работу судимых? Нужен рамочный закон, в котором предусмотрены механизмы объединения усилий государственных и муниципальных органов, общественных организаций и трудовых коллективов. Нужны налоговые льготы и экономическое стимулирование для работодателей, трудоустраивающих бывших осужденных. Таким образом, вопрос ресоциализации - не только государственный. Должны объединяться усилия государственных и муниципальных органов, общественных организаций и трудовых коллективов. Сегодня этого нет».

Пристальное внимание к вопросу ресоциализации правоохранительных структур и общественности связано с тем, что от эффективности процессов социальной адаптации осужденных в значительной степени зависит уровень рецидивной преступности в регионе, а значит, и безопасность общества в целом. Рецидивная преступность в области, по словам заместителя начальника полиции по охране общественного порядка УМВД Сергея Ерохина, составляет 35,5% от общего числа преступлений. По России этот показатель ниже - 34%. По мнению Н. Ольховика, если рассчитать рецидив от 100% освободившихся из колоний, он составляет 70 – 80%. Цифры заставляют задуматься.

В рамках действующего трехстороннего соглашения между УФСИН, УМВД и службой занятости в области многое делается для бывших осужденных. «Это сложная категория. Низкий профессиональный уровень, низкая мотивация к труду и отсутствие навыков к самостоятельному поиску работы сочетается с высокими требованиями к зарплате, - призналась Тамара Панкратова, заместитель начальника департамента труда и занятости населения Томской области, - При обращении они получают весь комплекс госуслуг, в том числе и пособие по безработице. В этом году к нам обратились 430 человек, 227 получили статус безработного. Трудоустроен 141 бывший осужденный. Трое из них, получив экономические знания, открыли собственное дело в Колпашево, Кожевниково и Тегульдете». Работу специалисты службы занятости проводят задолго до освобождения – оформляют информационные стенды, выезжают в исправительные колонии и проводят консультации, в этом году на прием пришли 165 осужденных. В трех колониях установлены информационные терминалы, с постоянным обновлением банка вакансий. Кстати, судя по анкетам, терминалы популярны.

Социологическое исследование, проведенное Общественной палатой очень актуально, об этом говорили все участники «круглого стола». По его результатам будут подготовлены предложения по формированию новых подходов в организации профессионального обучения и труда осужденных, а также по становлению в Томской области постпенитенциарной системы адаптации.

Дата последнего обновления: 12.04.2018 19:31